4. Переписка двух представителей русской церковной диаспоры 

Переписка двух представителей русской церковной диаспоры 

Читать

«Не будучи от левитской лозы и от духовной школы, я всегда привык преклоняться перед нашим священническим сословием…» :
Переписка профессора Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже архимандрита Киприана (Керна) и протопресвитера Русской православной церкви за границей Василия Виноградова (1956–1959) / Вст. ст., публ. и прим. Н. Ю. Суховой // Вестник ПСТГУ. Сер. 2, История. История Русской Православной Церкви. 2012. № 3(46). С. 71–122

Аннотация/Комментарий

Переписка двух представителей русской церковной диаспоры — профессора Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже архимандрита Киприана (Керна) и протопресвитера Русской Православной Церкви за границей Василия Виноградова — охватывает период с 1956 по 1959 г. Главные темы переписки: деятельность духовных академий в России до 1917 г., выяснение судеб русских богословов, особенности православной литургии. Публикуемые письма находятся в архивном фонде архимандрита Киприана (Керна) в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже.

Архимандрит Киприан (Керн) — протопресвитеру В. Виноградову — стр. 76-78 

Читать здесь о Д. А. Лебедеве.

Архимандрит Киприан (Керн) — протопресвитеру В. Виноградову
15/28 мая 1956 г.
Ваше Высокоблагословение, Достоуважаемый о. Протопресвитер!
Простите, что, не будучи с Вами знакомым, осмеливаюсь беспокоить Вас и обратиться к Вам с покорною просьбою. Как профессор Прав[ославного] Богосл[овского] Института в Париже, я встретил необходимость для своих библиографических изысканий получить сведения о свящ[еннике] Дим[итрии] А[ександровиче] Лебедеве, студенте Моск[овской] Д[уховной] Ак[адемии] выпуска 1898 г.
Я обратился к Высокопреосвященному Митр[ополиту] Анастасию, надеясь у него, как долголетнего викария Московской епархии, получить необходимые данные, но он, лично помня о. Лебедева, не мог, тем не менее, удовлетворить мою любознательность и посоветовал мне обратиться к Вам.
Зная, что Ваше здоровье не позволит дать мне обширные сведения, я прошу, однако, не отказать сообщить мне хотя бы самые краткие сведения о том замечательном ученом пастыре. Я знаю только список его ученых трудов (по Пасхалии, технической хронологии и по истории древней Церкви). Последняя им напечатанная до революции статья в «Христ[ианском] Чтении», — «О Пасхе 22 марта», подписана им в Можайске, где, по-видимому, он служил. Эта статья относится к 1915 г.

Лебедев Дмитрий Александрович (1871–1937), священномученик, протоиерей. Выпускник Вифанской ДС (1892), МДА (1898), кандидат богословия (1904). В 1905 г. рукоположен в священника, служил в Никольском соборе г. Можайска. Магистр богословия (1915), экстраординарный профессор МДА (1916), служил в академии до ее закрытия в 1920-х гг. В 1919 г. подал в Совет МДА в качестве докторской диссертации работу «Список епископов Первого Вселенского Собора в 318 имен. К вопросу о его происхождении» (Пг., 1916); сведений о присуждении степени нет. С 1930 г. подвергался арестам, отбывал ссылку в Казахстане. Служил священником в с. Спирово Московской обл. В 1937 г. бы арестован, расстрелян на Бутовском полигоне. Канонизирован в 2000 г.
Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич; 1873–1965), митрополит. Выпускник МДА, с 1906 г. епископ, с 1916 г. архиепископ Кишиневский и Хотинский. В 1919 г. эмигрировал, был управляющим русскими общинами в Константинополе; с 1924 по 1935 г. управляющий Русской духовной миссией в Палестине; с 1935 г. во главе автономного Балканского 
округа РПЦЗ, в сане митрополита. С 1936 г. — председатель Архиерейского Синода РПЦЗ. В 1944 г. вместе с Синодом эмигрировал в Вену, в 1945 г. — в Мюнхен, в 1950 г. — в США.
С 1964 г. на покое. «Не будучи от левитской лозы и от духовной школы, я всегда привык преклоняться перед нашим…

Работы о. Д. А. Лебедева совершенно исключительной научной ценности печатались в различных ученых журналах и заслужили ему почетную известность. Насколько мне известно, он не занимал никакого поста в духовно-учебном ведомстве. Не смогли бы Вы, о. Протопресвитер, извлечь из сокровищницы Вашей памяти те сведения, которые есть у Вас, как у профессора московской Д[уховной] Академии и москвича, сохранились, а именно: где служил о. Лебедев, знали ли Вы его лично, жив ли он, или скончался, работал ли он после революции и печатал ли свои изыскания в каких либо изданиях?
За все сие буду Вам искренне благодарен и надеюсь, что Вы не откажете в Вашей помощи. Еще раз прошу прощения, что обременяю Вас просьбою и доставляю труд читать и отвечать мне при слабости Вашего зрения. Может быть, Вы найдете кого-либо, кто то письмо прочитает и кто под Ваш диктант напишет мне то, что Ваша память сохранила.
Испрашивая Ваших святых молитв, остаюсь с глубоким почитанием и заранее благодарностью
Архим[андрит] Киприан, профессор Патристики в Правосл[авном] Богословском Институте в Париже.

Протопресвитер В. Виноградов — архимандриту Киприану (Керну)

Досточтимый о. проф[ессор] Архимандрит!
Я получил через нашего Владыку Архиепископа Ваше любезное письмо с запросом о священнике Дмитрии Александровиче Лебедеве и имею приятный долг незамедлительно Вам ответствовать.

Лебедев Д. А. О пасхе 22 марта // Христианское чтение. 1915. № 9. С. 1135–1154.
Архимандрит Киприан ошибается, протоиерей Д. Лебедев напечатал еще в 1916–1918 гг. в «Богословском вестнике» две научные статьи: «Вопрос о происхождении арианства» (Богословский вестник (далее БВ). 1916. № 5) и «К вопросу об антиохийском соборе 324 г. и о “великом и священном Соборе в Анкире”» (Там же. 1916. № 7/8, 9; 1917. № 1; 1918. № 6/7/8/9); речь, сказанную перед защитой магистерской диссертации (Там же. 1916. № 1) и некролог «Профессор Анатолий Алексеевич Спасский (К характеристике его ученой деятельности как историка древней Церкви) [Некролог]» (Там же. 1916. №10/11/12). 4 Имеется в виду архиепископ Берлинский и Германский Александр (Ловчий Андрей Яковлевич; 1891–1973) — выпускник Санкт-Петербургского реального училища; участник Первой мировой войны. Эмигрировал, окончил русское Пастырско-богословское училище в монастыре Святого Кирика (Болгария) (1936); в 1937 г. рукоположен в диакона и священника в юрисдикции РПЦЗ. Служил в Воскресенском соборе в Берлине (1937–1940), в Тегельской кладбищенской церкви святых Константина и Елены там же (1940–1942). Пострижен в монашество (1941); был настоятелем Свято-Николаевской церкви в Мюнхене (1942–1945), приходов в Аугсбурге и в Нюрнберге (1942–1944), Свято-Сергиевского храма в Бад-Киссингене (1945–1951). С 1945 г. епископ Киссингенский, викарий Германской епархии РПЦЗ, архиепископ Берлинский и Германский с местопребыванием в Мюнхене (1952); в 1953–1971 гг.

С о. Димитрием я познакомился впервые в 1913–15 годах в гор[оде] Можайске, под Москвой, где он состоял тогда настоятелем тамошнего собора и где в это время священнодействовал мой отец, которого я тогда посещал, будучи уже профессором Московской Духовной Академии. В 1915–16 годах по предложению нашего выдающегося профессора патрологии И. В. Попова (и отчасти при моем содействии) он был Советом нашей Академии избран на профессорскую кафедру древней церковной истории (освободившуюся после смерти проф[ессора] Спасского) и занимал эту кафедру до конца существования нашей Академии 1922 года. Конечно, с началом большевистского времени он не имел возможности где-либо и что-либо печатать из своих ученых трудов. С ликвидацией Академии в 1922 году все профессора нашей Академии рассеялись в разные стороны, и я совсем потерял о. Димитрия из виду, и потому я не знаю, какова была его судьба, и как он кончил свою жизнь. К этому могу добавить, что занятый всецело и исключительно научной работой, он был в частной и общественной жизни, а также в пастырской деятельности, весьма своеобразным человеком (как говорили — «чудаковатым»).
Вот все, что я могу сообщить об этой выдающейся ученой личности в составе профессуры нашей Московской Духовной Академии.
С искренним уважением и братскою о Христе любовью,
Проф[ессор] Протопресвитер Василий Виноградов

*    *    *

Примечание к фразе:  «как говорили — «чудаковатым»»

Как лектор Лебедев не пользовался особенной «популярностью» (сказывалась специфика его дисциплины). Она требовала знания бесконечных дат и цифр, что, конечно же, утомляло слушателей. Но всё это отнюдь не умаляет важности его научных знаний. Мы увидим, что они окажутся совершенно необходимы в самое ближайшее время.

Протоиерей Константин Попов, настоятель Введенского храма села Спирово.
Из книги «СПИРОВСКИЙ СВЕТОЧ».

*    *    *

Как говорил Д. Лебедев: …на иные головы цифра производит прямо угнетающее действие

См: Речь перед защитой магистерской диссертации: «Из истории древних пасхальных циклов: I. 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского. СПб., 1912»

Неинтересное для многих часто оказывается как раз самым интересным для отдельных личностей. Если на иные головы цифра производит прямо угнетающее действие, то другие наоборот имеют особую склонность ко всяким вычислениям. Я из тех учеников семинарии, которые наибольшие успехи оказывают в математике.С пасхалией, как искусством высчитывать день Пасхи, я имел возможность познакомиться по старинному руководству Тяжелова, кажется, еще до поступления в духовное училище.

Комментирование запрещено