ПИСЬМА

Мы добавили рубрику «Письма»

Пока только ссылки на наличие писем в отделе рукописей. 
Со временем постараемся получить копии из архива.
Д. Лебедев много общался по переписке с А.И. Бриллиантовым и В.В. Болотовым.
 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
 
 
О т д е л  р у к о п и с е й
 
ф. Бриллиантова А.И.       https://nlr.ru/manuscripts/dep/img/manuscripts/Opisi/102.pdf
ф. Болотова В.В., опись 1  https://nlr.ru/manuscripts/dep/img/manuscripts/Opisi/88-1.pdf
ф. Болотова В.В., опись 2  https://nlr.ru/manuscripts/dep/img/manuscripts/Opisi/88-2.pdf
 
___________________________________
 
 
 
 
___________________________________

Ф. 102
Б Р И Л Л И А Н Т О В

А л е к с а н д р И в а н о в и ч

235 Лебедев Дмитрий Александрович, свящ., проф.
Моск. дух. академии.
Письма (21) Александру Ивановичу Бриллиантову. Можайск.
Пометы карандашом рукой А.И. Бриллиантова.
[25 нояб. 1908 г.] – 8 марта 1912 г.

Кол-во л. I+140

______________________________________

236 Лебедев Дмитрий Александрович, свящ., проф.
Моск. дух. академии.
Письма (41) Александру Ивановичу Бриллиантову. г. Можайск, Сергиев Посад.
Заметки А.И. Бриллиантова чернилами и карандашом.
24 апр. 1912 г. – 26 дек. 1916 г.

Кол-во л. 83

_____________________________________

237 Лебедев Дмитрий Александрович, свящ., проф.
Моск. дух. академии.
Письма (33) Александру Ивановичу Бриллиантову. Сергиев Посад, Стрелецкая Слобода Моск. губ.
Пометы карандашом А.И. Бриллиантова.
7 февр. 1917 – 5 дек. 1923 г.

Кол-во л.  94
___________________________________________

283 [Самуилов П.]
Письма (2) Александру Ивановичу Бриллиантову.
СПб.
По поводу замечаний А.И. Бриллиантова к его проекту календарной реформы; о своей статье «Происхождение православной пасхалии».
Упом.: В.В. Болотов, свящ. Д.А. Лебедев.
5 окт. 1910 г. и 28 дек. 1911 г.

Кол-во л.  3

————————————————————————

299 Степанов Николай Васильевич.
Письма (8) Александру Ивановичу Бриллиантову.
М.
Здесь же: черновой автограф ответа А.И. Бриллиантова.
О разных вопросах церк. истории и хронологии.
Упом.: В.В. Болотов, свящ. Д.А. Лебедев, И.С. Пальмов,
А.А. Шахматов, Дюшен и др.
9 июня 1908 г. – 17 окт. 1912 г.

Кол-во л. 17

___________________________________

Ф. 88 
Б О Л О Т О В
В а с и л и й В а с и л ь е в и ч
Опись фонда. No 1

140 Болотов Василий Васильевич.
Отзыв на сочинение проф. Лебедева об эпохе гонения на христиан.
Автограф. Чернила и карандаш. Б. д.

Кол-во л.  2

 

______________________________________

222 Болотов Василий Васильевич.
Конверт от письма Дмитрию Александровичу Лебедеву.
Б. д.

Кол-во л. 1

_______________________________________

Ф. 88 
Б О Л О Т О В
В а с и л и й В а с и л ь е в и ч
Опись фонда. No 2
27 Болотов Василий Васильевич.

Выдержки из писем В.В. Болотова к Д.А. Лебедеву
по вопросам хронологии.
Выписки Д.А. Лебедева с комментариями.
1892–1894

Кол-во л.: 107 + XI

_________________________________

28 Болотов Василий Васильевич.
«Восемь писем профессора В.В. Болотова студенту
Вифанской семинарии Д. Лебедеву».
Подготовка публикации, вступительная статья и
комментарии Д.А. Лебедева.
Наборная рукопись.
24 июня1917 г.

Кол-во л.: 104 + I

Вступительная статья Д.А. Лебедева.


ОР РНБ. Ф. 88. Оп. 2. Д. 28 (Болотов В. В. Восемь писем проф. В. В. Болотова студенту
Вифанской семинарии Д. Лебедеву). Л. 61.
В. В. Болотова очень 
задела некомпетентность рецензента, а именно замечание, что выводы В. В. Болотова не самостоятельные, а написаны на основании немецких исследований.
Очень 
иронично звучат его слова: «Как же русский может иначе писать,
как не
auf Grund von какой-нибудь немчишки!?»  Источник: здесь

 

*********************************

По словам самого ученого (В. В. Болотова), он писал для «аристократии мысли».
Письмо В. В. Болотова Д. А. Лебедеву от 15 февраля 1894 г. (ОР РНБ. Ф. 88. Оп. 2. Д. 28. Л. 61)

Источник: здесь

__________________________________________

 Ф. 608 (Помяловский). Оп. 1. № 935. Лебедев Дмитрий [Александрович]. Письмо И. В. Помяловскому.
Помета об ответе от 5 июня 1899 г. (Просьба рассмотреть его переводы из Платона).

Кол-во л.: 1

_______________________________________________

Стр. 48

Выдержки из писем (ссылки на письма Д. Лебедеву):
___________________________________________

Письмо (15 февраля 1894 г.) к Д. А. Лебедеву

Если не совсем обычная для церковного историка широта лингвистических познаний, в связи с малой разработанностью истории христианского негреческого Востока и научной важностью этого предмета, указывали для Василия Васильевича в этой именно истории область, наиболее соответствовавшую знаниям и стремлениям его как лингвиста, то для его математических наклонностей, как несравненного по компетентности исследователя хронологических проблем, определялась в свою очередь область вопросов хронологии и пасхалии, как такая, в которой он сам признавал себя призванным создать достойный его совершенно особых в этом отношении знаний специальный труд. О намерениях своих относительно этой области он высказывался в одном письме (15 февраля 1894 г.) к Д. А. Лебедеву (ныне священник в г. Можайске).
«В программе моих затей — в отдаленном конце их — стоит и «Православная пасхалия на исторических основаниях». На «исторических», потому что математическая сторона и в учебниках и в таблицах исчерпана, а в формуле Гаусса — доведена до последнего упрощения».
«В отдаленном конце» Василий Васильевич полагал осуществление своего плана потому, между прочим, как он поясняет далее, что ему не удавалось пока достать одного нужного для его целей старого издания (Pauli AlexandriniΕισαγωγή εις τήν άποτελεσματικήν [введение в астрологию]. Wittenberg, 1588). «Предполагаю, — говорится далее, — учебник, изданный комиссией духовных училищ в 1838 (?) г., и равных Лалошей и Яковкиных, подвергнуть строгому экзамену, поставить им за их мудрования балл не выше 1, и сказать, как дело стоит в действительности с элементами пасхалии, и изложить некоторые — существовавшие — методы вычисления Пасхи». «Не ожидайте, что мои «исторические основания» узрят свет скоро: ни строки еще не написано, кроме — понятно — самого ключа к вопросу». Этот специальный труд о пасхалии, который обещал быть единственным в своем роде, так и остался ненаписанным. Высказываться по тем или иным вопросам относительно пасхалии и календаря Василию Васильевичу приходилось лишь в некоторых его исследованиях, не посвященных прямо этому вопросу («День и год мученической кончины св. евангелиста Марка», «Из истории церкви Сиро-Персидской»), и на заседаниях комиссии по вопросу о реформе календаря.

Источник: spbda.ru

____________________________________________

В.В. Болотов считал себя историком по свободному избранию, полагая, что «быть деловитым историком значит владеть искусством наводить справки»
(Письмо к Д. А. Лебедеву от 15 февр. 1894 г. // ОР РНБ. Ф. 88. Оп. 2. Ед. Хр. 28. Л. 23 об.).

 Источник: здесь

 _________________________________________

Двенадцать лет спустя, в письме тогда еще молодому историку
Д.А. Лебедеву по существу заочному ученику В.В. Болотова, он пишет:
«Я — историк по свободному избранию после нескольких уже лет ра
боты утвердился в том, что быть деловитым историком — значит владеть
искусством наводить справки».
Цит. по: Герд Л.А. В.В. Болотов: обзор рукописного наследия / Мир русской византинистики. СПб.,
2004, с. 268

____________________________________________

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОЛОТОВ — ИСТОРИК ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ

Александр Васильевич
МАРКИДОНОВ

Источник: Здесь

 

____________________________________________

 

«Неизданное письмо В.В. Болотова
И.С. Пальмову»   Л.А. Герд
Санкт-Петербургская православная духовная академия
Опубликовано:
Христианское чтение. 2000. No 19. С. 39-81

Источник здесь

_________________________________________

В письме Д.А. Лебедеву (1893)  В.В. Болотов высказывает свое убеждение, что “Феодорит скрепя сердце julia modum анафематствовал Нестория /…/ и не верил в самое существование несторианской ереси /…/ И Нестория он ставил немножко на пьедестале веры и немножко ожег на нем пальцы”

Источник: здесь 

Комментирование запрещено