АРХИВ

Димитрий Лебедев был автором более 40 публикаций по вопросам древней церковной истории III—IV веков, церковного календаря и пасхалий.
Труды о. Димитрия поражают глубиной интеллекта и широтой эрудиции этого, казалось бы, простого батюшки из подмосковной глубинки. Работы о. Д. А. Лебедева совершенно исключительной научной ценности заслужили ему почетную известность.
Можно ответственно заявить, что его научная компетенция превосходит лучшие немецкие и французские университетские умы его времени.
Трагическая судьба нашего многострадального Отечества не благоприятствовала расцвету научного гения о. Димитрия.
К счастью, он успел опубликовать довольно много работ, некоторые из которых тянут на небольшую монографию.

«Было время, когда изучение истории древней церкви представлялось трудом сравнительно легким. Занимающиеся древней церковной историей, ограничивались изучением лишь греческих и латинских источников. Знающие греческий и латинский язык, считали себя обладающими ключом, открывающим доступ к истории древнего времени. Но это время прошло и, разумеется, никогда более не возвратится. В настоящее время историк древней церкви, чтобы быть хозяином своего дела, должен еще обладать знанием нескольких восточных языков и их наречий – языков: сирийского, коптского, армянского и пр. Действительным церковным историком, имеющим возможность изучать древность и стоящим на высоте своего призвания, может быть признан только тот, кто знает восточные языки, на которых дошло до нас много источников, относящихся к древней церкви.»
Алексей Петрович Лебедев. Известный российский историк, профессор Московской духовной академии, Московского университета.

Вашему вниманию предлагается труды и сочинений автора.
СМ.  «БИБЛИОТЕКА»

1. История Древней Церкви

_____________________________________
1.

Читать
    Антиохийский собор 324 года и его послание к Александру, епископу Фессалоникскому  

Самый порядок расположения отдельных частей в антиохийском и никейском анафематизмах совершенно различный. Разность между обоими анафематизмами настолько значительна, сходство так ничтожно, что едва ли можно допустить и зависимость никейского анафематизма от антиохийского. Самое большее, что можно допустить – это только то, что никейские отцы последовали примеру антиохийских в том, что прибавили и к своему символу такое полемическое заключение; но редактировано оно было независимо от антиохийского вероизложения.

Дальнейшие аргументы за подлинность спорного послания выясняются при разборе выражений Гарнака, к которому теперь и перехожу53.

 

 

__________________________________________________________________
2.

     Вопрос о происхождении арианства   

Пробная лекция по истории древней церкви, прочитанная (с некоторыми сокращениями) в заседании Совета МДА 18 ноября 1915 года.

 

 

 

 

 

_____________________________________________________________________

3.

    День Рождества Христова по хронологии св. Ипполита Римского 

Известный дореволюционный профессор Д.А. Лебедев решает один из сложнейших вопросов истории древней Церкви — рождение Господа Иисуса Христа по хронологии св. Ипполита Римского (ум. 235 г.).
В результате чего он приходит к выводу что летосчисление, по которому мы живем не соответствует действительности.

 

 

 

 

_____________________________________________________________________
4.

     Евсевий Никомидийский и Лукиан 

Евсевий Никомидийский и Лукиан: [К вопр. о происхождении арианства] / Свящ. Д. Лебедев. — Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1912. — 28 с.; 25 см. — Отт. из «Богослов. вестн.» за 1912 г.

Для вопроса, о происхождении арианства имеет первостепенную важность вопрос об отношении Ария к его учителю – антиохийскому пресвитеру и мученику Лукиану, основателю столь знаменитой впоследствии антиохийской школы.

 

 

 

_____________________________________________________________________
5.

  Из эпохи арианских споров: Павлин и Зинон, епископы тирские  

В исторических деталях, быть может, наименьшего доверия заслуживают те, которыя считаются общепризнанными. Нередко это последнее, почетное их отличие описывает точно только тот факт, что уже очень давно никто не доверял тех основ, на которых эти безспорные положения держатся, и не пытался их оспаривать.
В. В. Болотов.

 

 

 

_____________________________________________________________________
6.

  К вопросу об Антиохийском соборе 324 года и о «Великом и священном соборе в Анкире» 

Книга эта представляет особый интерес для пишущего эти строки. Она посвящена тому же самому вопросу, как и моя, появившаяся в 1911 году, статья: «Антиохийский собор 324 года и его послание к Александру, епископу фессалоникскому» 1). И решение спорного (между Гарнаком и Швартцем) вопроса об этом антиохийском соборе, о существовании которого до 1905 года никто и не подозревал, предлагаемое в этой книге, тоже — в существенном, — какое давал и я. Автор ее — молодой немецкий ученый, сын, очевидно, того самого берлинского профессора и одного из редакторов того собрания исследований по истории богословия и церкви, где появилась книга Э.Зееберга, Рейнхольда Зееберга, который еще в 1910 году высказался за подлинность спорного документа 2) — становится решительно, как и я, на сторону Швартца: признает открытое им послание подлинным документом и предполагаемый им антиохийский доникейский собор, осудивший арианское учение и отлучивший от церковного общения трех видных сиро-палестинских покровителей Ария: Феодота Лаодикийского, Наркисса нерониадского и Евсевия кесарийского, — действительным историческим фактом.

_____________________________________________________________________
7.

 К истории времясчисления у евреев, греков и римлян 

«По весьма остроумному и высоко вероятному предположению Г. Ф. Унгера, — замечает священник Д.А. Лебедев в книге «К истории времясчисления у евреев, греков и римлян» (Петроград, 1914), — римляне называли собственными именами шесть месяцев, с января по июнь, потому что они приходятся на ту половину года, когда день увеличивается, почему она и считалась счастливой и только на нее в древнейшее время приходились и все праздники (от которых обычно получали свои названия и месяцы); остальные же шесть месяцев, соответствующие той половине года, в которую увеличивается ночь и в которую поэтому, как в неблагоприятную, не справлялось никаких празднеств, не имели ввиду этого особых имен, а просто только считались от первого месяца марта.

И.А. Климишин «Заметки о нашем календаре»

 

 

_____________________________________________________________________
8.

  О Пасхе 22 марта 

Совершив Пасху настоящего года 22 марта, православная церковь не сделала никакого отступления от канонов, т.е. от принятых с IV века церковью правил александрийской пасхалии. Но мало того: в нынешнем году мы праздновали Пасху в согласии не только с правилами пасхалии, но и с астрономией. Истинное новолуние в нынешнем году было 2 марта в 10 час. 13 мин. утра по среднему московскому времени; следовательно, в день Пасхи был, правда не 15-й, как выходит по правилам александрийской пасхалии, но все же, допускаемый всеми пасхалиями – 20-й день луны. И пасхальное полнолуние, хотя и пришлось оно на 3 дня раньше 21 марта, положенного в основу нашей пасхалии «дня весеннего равноденствия», однако при L Solis в 9,43487°, в 10-й день по равноденствии, которое было 8 марта в 7 час. 22 мин. вечера.

Священник Д. Лебедев. 18 мая 1915 года.

_____________________________________________________________________
9.

  Св. Александр Александрийский и Ориген 

Предлагаемый вниманию читателя очерк посвящен исследованию богословского аспекта борьбы святителя Александра, Патриарха Александрийского, с ересью Ария и оригенизмом. В многочисленных письменных посланиях и беседах свт. Александр обличал лжеучение и заблуждение ересиарха и его сторонников. Видя непримиримость Ария, святитель созвал Поместный Собор (около 320 года), на котором ересь Ария и его сообщников была осуждена, а сами они отлучены от Церкви. Однако Арий продолжал сеять раздор в Александрийской и других Церквах. На состоявшемся в 325 году I Вселенском Соборе в Никее святитель Александр был одним из главных участников. Собор осудил и предал анафеме ересь Ария. Деятельность святителя Александра способствовала сохранению истинности христианского учения о Святой Троице. Особое внимание в работе Д. Лебедева уделяется связи арианства и оригенизма. Для всех интересующихся историей Церкви и догматическим богословием.

 

____________________________________________________________________
10.

 

   Список епископов Первого Вселенского собора в 318 имен: к вопросу о его происхождении и значении для реконструкции подлинного списка никейских отцов 

Представлено в заседании Ист.-филол. отделения 9 нояб. 1913 г.
Опубликовано: Петроград. Типография Императорской академии наук, 1916. 118 стр.
В 1919 г. Д.Лебедев подал в Совет МДА в качестве докт. диссертации работу «Список епископов Первого вселенского собора в 318 имен. К вопросу о его происхождении»
(о присуждении степени доктора неизвестно).

Статьи:
1.Память святых отцов Первого Вселенского Собора (комментарий в свете веры)

2.Святые отцы Первого Вселенского Собора.  (Память святых 318-ти богоносных отец Первого Вселенского Собора иже в Никеи совершается в седьмую неделю (воскресенье) по Пасхе.)

 

_____________________________________________________________________

11.

Читать

Почему праздник Пасхи 25 марта называется «Кириопасха» 

«По ясным словам, «цветной триоди» «кириопасха» есть не всякая пасха, а только та, которая совпадает с благовещением 25 марта. Что это представление дела – правильное и первоначальное, а (принимаемое и г. Глубоковском) мнение издателей Типикона – ошибочное и позднейшее, показывает ясно уже тот один факт, что слово «кириопасха» и в пентикостарии и в типиконе, только в этом одном случае и встречается, и нигде больше пасха не называется кириопасхою. – Буквальное значение этого слова тоже совершенно правильно понято в заметке пентикостария: «кириопасха» значит не «Господня пасха» (κυρίον πάσχα), а пасха «господьственная» – настоящая, нормальная (το κύριον πάσχα)3

 

_______________________________________________________________________
12.

  Читать

19-летний цикл Анатолия Лаодикийского

 В 1912-м готовится его магистерская
диссертация «из истории древних пасхальных
циклов» ч. 1: «19-летний цикл Анатолия Лао —
дикийского». (сПб).

 

 

 

 

 

______________________________________________________________________
13.

  Читать

Речь перед защитой магистерской диссертации: «Из истории древних пасхальных циклов: I. 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского. СПб., 1912» 

Чрезвычайно интересна речь Димитрия Лебедева перед защитой магистерской диссертации «Из истории древних пасхальных циклов»,  не только как научный труд, но и как автобиографический материал. Здесь прекрасно показано становление Димитрия Лебедева как учёного, его творческое окружение. Становится очевидным, что изучение древней пасхалии – это не сухой набор цифр и фактов, а увлекательная наука, связанная с глубокой духовной историей, с именами великих деятелей Церкви и, как ни парадоксально, с насущными вопросами современной православной жизни.
______________________________________________________________________________________________
14.
 
 

Отзывы и рецензии

_______________________________________________________________________

15.

  Читать

Архиепископ Иларион (Троицкий) (1886–1929). Епископ Русской православной церкви, архиепископ Верейский, богослов, проповедник, духовный писатель.

О церковном употреблении пасхальной еннеакэдекаетириды Анатолия Лаодикийского

По поводу книги свящ. Д.А. Лебедева: из истории древних пасхальных циклов;  19-летний цикл Анатолия Лаодикийского.

Мнение архиепископа Илариона (Троицкий Владимир Алексеевич) о работе Д. Лебедевa «Из истории древних пасхальных циклов».
В этой рецензии дается очень высокая оценка работе Д. Лебедева.
«Работа о. Д.А. Лебедева является единственным на земном шаре исследованием, посвященным специально Анатолиевой еннеакэдекаетириде. Такого исследования еще не было, и можно с уверенностью сказать, долго и не будет».

 

_______________________________________________________________________

16.

   Читать

Священномученик Димитрий Лебедев о Профессоре А. А. Спасском

«Профессор Анатолий Алексеевич Спасский (К характеристике его ученой деятельности как историка древней церкви )» [Некролог]

[Некролог]  Профессор Анатолий Алексеевич Спасский : (К характеристике его ученой деятельности, как историка древней церкви) / Свящ. Д. Лебедев. — Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1917. 78 с

 

 

________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

Сектоведение

Средники: к вопросу о происхождении этой старообрядческой секты 493


Лебедев Д. А., священник

 

 

Сборники

Из истории древних пасхальных циклов.

 

Произведения автора

  1. 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского
  2. 19-летний цикл псевдо-Анатолия
  3. Вопрос о происхождении арианства
  4. Евсевий Никомидийский и Лукиан (К вопросу о происхождении арианства)
  5. Емволимические годы в 19-летнем цикле Метона
  6. Емволимические годы в 76-летнем периоде Калиппа
  7. Емволимические годы в циклах Метона и Калиппа
  8. Еще о цикле псевдо-Анатолия
  9. Из эпохи арианских споров. Павлин и Зинон, епископы тирские
  10. К вопросу о происхождении 19-летнего цикла Метона
  11. К вопросу об Антиохийском соборе-324 года и о «Великом и священном соборе в Анкире»
  12. Когда точка весеннего равноденствия совпадала с началом созвездия Овна?
  13. Начало знаков зодиака у древних астрономов
  14. Св. Александр Александрийский и Ориген

И др.

*  *  *

Вашему вниманию предлагается список трудов и сочинений автора.
Лебедев был автором более 40 публикаций по вопросам древней церковной истории III–IV веков, церковного календаря и пасхалий.

ТРУДЫ И СОЧИНЕНИЯ Димитрия Лебедева.

  1. Лебедев Д. А. [Рец.:] Ginzel F. K. Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie. III. Band. Leipzig, 1914 // ВизОб 1. 1915. 1-34 [Отд. II].
  2. Лебедев Д. А. [Рец.:] Schoo G. Die Quellen des Kirchenhistorikers Sozomenos // ВВ 19/1-4. 1912 [1915]. 1-34 [Отд. II].
  3. Лебедев Д. А. [Рец.:] Seeberg E. Die Synode von Antiochien im Jahre 324/5: Ein Beitrag zur Geschichte des Konzils von Nizäa // ВВ 19/1-4. 1912 [1915]. 55-146 [Отд. II].
  4. Лебедев Д. А. [Рец.:] Степанов Н. В. Исследование лунного течения // ВизОб 2. 1916. 1-47 [Отд. II].
  5. Лебедев Д. А. [Рец.:] Степанов Н. В. Летописец вскоре патриарха Никифора в Новгородской Кормчей // ИОРЯС 17/3. 1912.
    http://www.vremennik.biz/opus/BB/XXI3/58407
  1. Лебедев Д. А. «Основание» и «епакта» : Дисс. канд. богосл. / МДА Сергиев Посад ТСЛ 1904.

________________________________________________________

  1. Лебедев Д. А. Антиохийский собор 324 года и его послание к Александру, епископу Фессалоникскому [1] // ХЧ. 1911. № 7-8 831-858.

Читать
    Антиохийский собор 324 года и его послание к Александру, епископу Фессалоникскому  

Самый порядок расположения отдельных частей в антиохийском и никейском анафематизмах совершенно различный. Разность между обоими анафематизмами настолько значительна, сходство так ничтожно, что едва ли можно допустить и зависимость никейского анафематизма от антиохийского. Самое большее, что можно допустить – это только то, что никейские отцы последовали примеру антиохийских в том, что прибавили и к своему символу такое полемическое заключение; но редактировано оно было независимо от антиохийского вероизложения.

Дальнейшие аргументы за подлинность спорного послания выясняются при разборе выражений Гарнака, к которому теперь и перехожу53.

__________________________________________________________

  1. Лебедев Д. А. Антиохийский собор 324 года и его послание к Александру, епископу Фессалоникскому [2] // ХЧ. 1911. № 9 1008-1023.
  2. Лебедев Д. А. Вопрос о происхождении арианства // БВест 25. 1916. № 5 133-162.
  3. Лебедев Д. А. (1848 г.р.) Воспоминания о В. В. Болотове Тверь 1901. 8 с. (это однофамилец Лебедев Д. А., сщмч.  (1871 г.р.))
    https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebedev/vospominanija-o-vasilii-vasileviche-bolotove/
  4. Лебедев Д. А. День Рождества Христова по хронологии святого Ипполита Римского [1] // ХЧ. 1915. № 1 76-96.
  5. Лебедев Д. А. День Рождества Христова по хронологии святого Ипполита Римского [2] // ХЧ. 1915. № 2 240-252.
  6. Лебедев Д. А. Евсевий Никомидийский и Лукиан: К вопросу о происхождении арианства [1] // БВест 21. 1912. № 4 722-737.
  7. Лебедев Д. А. Евсевий Никомидийский и Лукиан: К вопросу о происхождении арианства [2] // БВест 21. 1912. № 5 180-189.
  8. Лебедев Д. А. Еще о цикле псевдо-Анатолия // ВВ 19/1-4. 1912 [1915]. 152-187.
    D. L e b e d e v Encore sur Anatole et Pseudo-Anatole, par le prêtre
    http://www.odinblago.ru/o_psevdo_anatoli
  1. Лебедев Д. А. Еще об Анатолии и Псевдо-Анатолии // ВизОб 1. 1915. 83-103 [Отд. I].
  1. Лебедев Д. А. Имела ли языческая древность истинные понятия о происхождении мира? // ЧОЛДП.
  2. Лебедев Д. А. К вопросу о коптских актах 3-го вселенского Ефесского собора и их герое архимандрите тавеннисиотов Викторе : Опытъ реабилитаціи этюда Β. Β. Болотова: «Архимандритъ тавеннисіотовъ Викторъ при дворѣ константинопольскомъ въ 431 г.» (Изъ церковной исторіи Египта, вып. III, стр. 181–234 = ХрЧт, 1892, I, 63–89, 335–361) противъ W. Kraatz: «Koptische Akten zum Ephesinischen Konzil vom Jahre 431. Uebersetzung und Untersuchungen». (Gebhardt-Harnack, Texte und Untersuchungen, N.F. XI. 2. = XXVI, 2 всего изданія Leipzig 1904) // ХВ 1/2. 1912. 146-202.
  3. Лебедев Д. А. К вопросу об Антиохийском соборе 324 г. и о «великом и священном соборе в Анкире» [1] // ТрКДА 55. 1914. Т. I. № 4 585-601.
  4. Лебедев Д. А. К вопросу об Антиохийском соборе 324 г. и о «великом и священном соборе в Анкире» [2] // ТрКДА 55. 1914. Т. II. № 7-8 496-532.
    https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebedev/k-voprosu-ob-antiohijskom-sobore-324-goda-i-o-velikom-i-svjashhennom-sobore-v-ankire/
  1. Лебедев Д. А. К вопросу об Антиохийском соборе 324 г. и о «великом и священном соборе в Анкире» [3] // ТрКДА 55. 1914. Т. III. № 11 330-360.
  2. Лебедев Д. А. К вопросу об Антиохийском соборе 324 года и «великом и священном соборе в Анкире» [1] // БВест 25. 1916. № 7-8 482-512.
  3. Лебедев Д. А. К вопросу об Антиохийском соборе 324 года и «великом и священном соборе в Анкире» (по поводу статьи Гарнака). [1]: Разборъ статьи A. Harnack’а, Die angebliche Synode von Antiochia im Jahre 324/5, Sitzungsberichte der königlich-preussischen Akademie der Wissenschften. 1908. XXVI. Gesammtsitzung // ТрКДА 56. 1915.
  4. Лебедев Д. А. К вопросу об Антиохийском соборе 324 года и «великом и священном соборе в Анкире» [2] // БВест 26. 1916. № 9 88-102.
  5. Лебедев Д. А. К вопросу об Антиохийском соборе 324 года и «великом и священном соборе в Анкире» [3] // БВест 26. 1917. № 1 114-155.
  6. Лебедев Д. А. К вопросу об Антиохийском соборе 324 года и «великом и священном соборе в Анкире» [4] // БВест 26. 1918. № 6-9
  7. Лебедев Д. А. К истории времясчисления у евреев, греков и римлян // ЖМНП. 1914.
  8. Лебедев Д. А. Календарь и пасхалия // Церковный православный календарь на 1924 год. Москва, [1923]. 29-31.
  9. Лебедев Д. А. О Пасхе 22 марта // ХЧ. 1915. № 9 1135-1154.
  10. Лебедев Д. А. Отношение древней соборной церкви Феодора Стратилата к Успенскому собору в г. Кострома: (по поводу Сказания о Владимирской иконе Божией Матери) // БВест 21. 1912.
  11. Лебедев Д. А. Послесловие редактора [к Календарно-хронологическому справочнику Н. В. Степанова] // ЧОИДР 260. 1917. Кн. 1 (260)
    http://pereplet.ru/gorm/chrono/stepanov.htm
  1. Лебедев Д. А. Почему праздник Пасхи 25 марта называется «Кириопасха»? // БВест 14. 1905. Т. 2. № 5 118-128.
  2. Лебедев Д. А. Проф. А. А. Спасский: к характеристике его ученой деятельности как историка Древней Церкви Сергиев Посад ТСЛ 1917. 78 с.
    https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebedev/professor-anatolij-alekseevich-spasskij-k-harakteristike-ego-uchenoj-dejatelnosti-kak-istorika-drevnej-tserkvi/
  1. Лебедев Д. А. Профессор Анатолий Алексеевич Спасский. (К характеристике его ученой деятельности как историка древней Церкви): [Некролог] // БВест 25. 1916. № 10-12
  2. Лебедев Д. А. Речь перед защитой магистерской диссертации «Из истории древних пасхальных циклов». // БВест 25. 1916. № 1 36-47.
  3. Лебедев Д. А. Св. Александр Александрийский и Ориген [1] // ТрКДА 56. 1915. № 10-11 244-275.
    https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebedev/sv-aleksandr-aleksandrijskij-i-origen/
  1. Лебедев Д. А. Св. Александр Александрийский и Ориген [2] // ТрКДА 56. 1915. № 12 388-414.
  2. Лебедев Д. А. Собрание церковно-исторических актов И. Д. Беляева Москва 1881. 95 с.
    https://www.prlib.ru/item/446299
    Лебедев, Дмитрий Петрович (1851-1891). —
  1. Лебедев Д. А. Список епископов Первого Вселенского Собора в 318 имен Петроград 1916. 116 с.
    https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebedev/spisok-episkopov-pervogo-vselenskogo-sobora-v-318-imen-k-voprosu-o-ego-proishozhdenii-i-znachenii-dlja-rekonstruktsii-podlinnogo-spiska-nikejskih-ottsov/
  1. Лебедев Д. А. Средники // ЖМНП н.с. 33. 1911. 121-132. 1 таб.
    Средники: К вопросу о происхождении этой старообрядческой секты. — СПб.: Сенат. тип., 1911. — 54 с., 1 л. табл.)
  1. Лебедев Д. А. Так называемая «византийская» эра от сотворения мира: место и время ее происхождения // ВизОб 3. 1917. 1-52 [Отд. I].
  2. Лебедев Д. А. Цикл Анатолия Лаодикийского по В. В. Болотову // ВВ 19/1-4. 1912 [1915]. 188-223.
    http://www.vremennik.biz/opus/BB/XIX/54232
  1. Лебедев Д. А., сщмч. Из истории древних пасхальных циклов: 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского // ВВ 18/1-4. 1911 [1913]. 148-389.
  2. Лебедев Д. А., сщмч. Из эпохи арианских споров: Павлин и Зинон, епископы Тирские [1] // ВВ 20/1. 1913. 1-56.
  3. Лебедев Д. А., сщмч. Из эпохи арианских споров: Павлин и Зинон, епископы Тирские [2] // ВВ 20/2-3. 1913. 117-188.

__________________________________________________________

  1. Лебедев Д. А., свящ. Вопрос о происхождении арианства
  1.      Вопрос о происхождении арианства  
    Пробная лекция по истории древней церкви, прочитанная (с некоторыми сокращениями) в заседании Совета МДА 18 ноября 1915 года.

___________________________________________________________

 

  1. Рецензия на: А. П. Дьяконовъ. Іоаннъ Ефесскій и его церковно-историческіе труды. СПБ. 1908
    http://www.vremennik.biz/opus/BB/XVIII/58332
        47. Лебедев Д. А., сщмч. Апостольские постановления и   псевдо- Игнатий //
             Рукопись из Архива Санкт-Петербургской библиотеки. 1918 г. 140 фонд                                       192, опись 1, документ 83, листы 1 — 70 с обоих сторон. Шифр:                                        015001-1934-001700551.

48.    Лебедев Д. А., свящ. 19-летний цикл псевдо-Анатолия
http://www.odinblago.ru/drevn_pash_cilki/8

 ____________________________________________
 

Рубцов М.В. Василий Васильевич Болотов. (Биографический очерк).
https://cloud.mail.ru/public/CKGJ/8sk3KDP3M

Комментирование запрещено