1. Из истории Православной пасхалии «Основание» и «епакта»

Лебедев Д. А. Из истории Православной пасхалии  «Основание» и «епакта»:
Дисс. канд. богосл. / МДА Сергиев Посад ТСЛ 1903.

Данная уникальная работа имеется только в рукописи. ( написана на 3 курсе МДА )
Рукопись содержит 894 стр. 12 февраля 1904 г. Д. Лебедев получил степень кандидата богословия за исследование, посвященное структурным элементам христианской пасхалии (««Основание» и «епакта»»).

Д. Лебедев о содержании своего сочинения кратко изложил в работе: Речь перед защитой магистерской диссертации: «Из истории древних пасхальных циклов: I. 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского. СПб., 1912» Читать здесь

В результате моих занятий по истории пасхалии и явилось сочинение, представленное мною на степень кандидата, под заглавием: «Из истории православной пасхалии «Основание» и «епакта»». Мое кандидатское сочинение вышло бы однако совсем маленькими, если бы не догадался я, осенью 1900 г., приобрести капитальный 3-х томный труд Пето (D. Petavius) «De doctrina temporum». В III томе этого труда, в так называемом Uranologium, напечатаны Είσαγωγὴ εις τά φαινόμενα (нечто вроде учебника астрономии) Гемина и большая часть сохранившихся греческих пасхалистических сочинений, из которых особенно важны труды св. Максима Исповедника и византийского монаха астронома конца XIV века Исаака Аргира. Я мог поэтому работать над вопросами по истории пасхалии по первоисточникам. Но и сам Пето, хотя жил он и в XVII веке, и теперь его труды, конечно, во многом и устарели, представлял собою совершенно исключительную величину как хронолог. В моих глазах он стоит выше даже самого Иделера, и только Унгер равняется ему как собственно хронолог-историк. Но и Унгер стоит ниже Пето в том отношении, что он только хронолог, тогда как Пето был вместе и астроном. Мое кандидатское сочинение вышло очень большое (894 страницы рукописи), хотя я при переписке опустил в нем некоторые очень большие примечания (напр. о пасхальных спорах у новатиан, о Виктории Аквитанском, и о григорианском календаре) и все приложения. Как 1-е из приложений предполагалась заметка: «19-летний цикл Анатолия Лаодикийского». Основа этой работы: критика попытки Дюшена показать, что Анатолий за день весеннего равноденствия принимал не 19-е, а 21-е марта, и затем самый опыт реконструкции его цикла, были у меня записаны еще до представления кандидатского сочинения.


Речь перед защитой магистерской диссертации: «Из истории древних пасхальных циклов: I. 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского. СПб., 1912» — Читать здесь

 

ЕПАКТА
жен., греч. число дней, которыми последнее новолуние в году предшествует новому году; в русском месяцослове: число, которое, вместе с основанием, дает 21 или 51; основание или юлианская годовая епакта, число дней, выражающее старость луны; ее находят посредством круга луны. Астрономическая епакта, старость луны в начале года.

 

 

 

Комментирование запрещено