1. РАСЦВЕТ УЧЁНЫХ ТРУДОВ

РАСЦВЕТ УЧЁНЫХ ТРУДОВ

Из книги «Спировский светоч»
Протоиерей Константин Попов, настоятель Введенского храма села Спирово.

12 февраля 1904 года Димитрий Александрович получил учёную степень кандидата богословия за исследование, посвящённое структурным элементам христианской пасхалии («Основание» и «епакта»).

Учёный освоил многие древние языки, знание которых необходимо квалифицированному востоковеду. Он свободно владел сирийским, арабским, древнееврейским, коптским (копты прямые потомки древних египтян, которые населяли свою страну до арабского завоевания; они до сих пор исповедуют христианство). Лебедев в своих трудах широко использовал христианские тексты, созданные на этих наречиях. 

В «Журнале министерства народного просвещения» была опубликована статья «Средники: К вопросу о происхождении этой старообрядческой секты». В Петербурге в «Христианском чтении» напечатана весьма значимая работа: «Антиохийский собор 324 года и его послание к Александру, епископу Фессалоникскому». 
Любопытно, что он опубликовал ещё и пространную рецензию на немецком языке, где рассматривал работу германского учёного Георга Шоо «Источники церковного историка Созоменоса. (Новые исследования по истории богословия и Церкви)».
Учёные занятия повидимому требовали большей близости к «альма матер». Ведь уже в 1912м готовится его магистерская диссертация «Из истории древних пасхальных циклов» ч. «19летний цикл Анатолия Лаодикийского», (СПб) Становится очевидным, что изучение древней пасхалии это не сухой набор цифр и фактов, а увлекательная наука, связанная с глубокой духовной историей, с именами великих деятелей Церкви, и, как ни парадоксально, с насущными вопросами современной православной жизни.
Одновременно с магистерской речью в сборнике «Христианский Восток» появляется статья «К вопросу о коптских актах Третьего Вселенского собора». 
Тогда же была подготовлена ещё одна рецензия на труд Н.В. Степанова «Летописец Патриарха Никифора в Новгородской Кормчей».
Опубликован целый ряд основательных материалов. «Цикл Анатолия Лаодикийского по В.В. Болотову» (Византийский временник). В «Богословском вестнике» вышло его сочинение «Евсевий Никомидийский и Лукиан (К вопросу о происхождении арианства)». В своё время арианская ересь получила огромное распространение. Рассмотрение этой истории было весьма актуально в период современных духовных нестроений
1913 год также принёс немало публикаций. Тут нужно упомянуть рецензию «К вопросу о «лунном течении» (Заметка о книге Н.В. Степанова). Надо заметить, что подобная тематика имеет не «отвлечённый», а вполне конкретный смысл, учитывая, что пасхалия вычисляется именно по лунному календарю. Неслучайно появилась и следующая работа, «Из истории древних пасхальных циклов», опубликованная в «Византийском временнике».
Имела продолжение и «арианская» тема. В том же «Византийском временнике» напечатана статья «Из истории арианских споров», а в Юрьеве похожая работа вышла отдельным изданием «Из истории арианских споров. Павлин и Зинон, епископы Тирские».
В 1914 году явились в свет две книжки: «Ещё о цикле псевдо— Анатолия» и «К истории времяисчисления у евреев, греков и римлян».
В 1915м отца Димитрия переводят в Подмосковье, и здесь его исследования продолжаются. Можно назвать «О Пасхе 22 марта» («Христианское чтение») «Ещё об Анатолии и псевдо — Анатолии» («Византийское обозрение»). 
Отец Димитрий продолжает сотрудничество с Н.В. Степановым. Он редактировал его «Календарнохронологический справочник» и написал Послесловие редактора.
Кроме того в том же «Христианском чтении» напечатали его работу «День Рождества Христова по хронологии святого Ипполита Римского». 
Тогда же вышли три его рецензии на  историкоцерковные публикации, (на немецком языке, что довольно примечательно, учитывая войну с Германией и усиленную кампанию по борьбе с «германофильством»). Чего стоит одно только переименования СанктПетербурга в Петроград! Но церковноисторическая наука развивается вне политических влияний. В ноябре 1915 года отец Димитрий назначен в Ильинскую церковь погоста Стребукова Московского уезда. 18 ноября 1915го он получил звание магистра богословия за сочинение «Из истории древних пасхальных циклов» В Сергиевом Посаде публикуется его небольшая книжка «Вопрос о происхождении арианства», объёмом всего в 33 страницы2 января 1916го иерей Димитрий уволен по прошению со священнического места. Это понятно: совмещать обширную научную и преподавательскую деятельность с регулярным богослужением становится практически невозможным.
Особе важное значение не только для российской, но и для мировой науки имеют его труды, посвящённые истории христианской пасхалии и календаря. Д.А. Лебедев  предложил 
наиболее убедительную реконструкцию древнейшего 19летнего цикла св. Анатолия Лаодикийского (III в. от Р.Х.). Он разработал теорию православной пасхалии в её историческом развитии, предложил убедительные гипотезы о происхождении византийской и других Эр. Не только его основные работы, но даже написанные им рецензии (представляющие, по сути, самостоятельные научные труды) ярко демонстрируют выдающуюся эрудицию автора, его незаурядные познания в технической хронологии,  астрономии и церковной истории.
В начале 1916го отец Димитрий получает звание доцента 
С 20 августа 16го он экстраординарный профессор Московской Духовной Академии (сверх штата) по кафедре истории древней Церкви. Конкретно можно упомянуть вышедшие в этом году публикации. «Вопрос о происхождении арианства» (в «Богословском вестнике») и «Речь перед защитой магистерской диссертации» (произнесённая четырьмя годами раньше).
Особенно примечательна его работа «Список епископов Первого Вселенского Собора в 318 имен» (   Читать:  здесь. )представленная ранее, в 1913м. 
Как пример научной биографии можно привести работу «Профессор Анатолий Алексеевич Спасский; К характеристике его учёной деятельности как историка древней Церкви». (  Читать:  здесь.)

 

Комментирование запрещено